Приёмная комиссия

(поступление в университет):

+7(4862)417-777

+7(906)661-67-67

Целевое обучение

Интервью и.о. ректора ОГУ имени И.С. Тургенева Павла Меркулова информационному порталу "Орловский вестник"

02.09.2025

Делимся интервью и.о. ректора  Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Павла Меркулова для информационного портала "Орловский вестник".

Павел Меркулов: «Следует уяснить главное — вуз находится в конкурентной среде».

Недавно в Орловском государственном университете им. И.С. Тургенева сменился ректор. На должность исполняющего обязанности руководителя был назначен Павел Александрович Меркулов — кандидатура, хорошо известная в академических кругах. О нём обычно говорят «крепкий хозяйственник и специалист своего дела». О том, что ждёт в будущем опорный вуз и к чему в новом учебном году следует приготовиться не только студентам, но и педагогам, – в эксклюзивном интервью для «Орловского вестника».

- Павел Александрович, известны итоги приемной кампании. Какие можно сделать выводы?

- Контрольные цифры приема выполнены. Они не особо отличаются от прошлогодних. Но я ими не сильно доволен. Фундаментальный вопрос, который нам еще предстоит решить, - это увеличение количества студентов. Должно быть хотя бы в два раза больше.

- Задача, скажем, не из легких, ведь университет находится в конкурентной среде. Почему абитуриент (не сегодня, а, возможно, через пару лет) должен выбрать именно опорный вуз для учебы?

- Прежде всего, как вы верно заметили, преподавателям и всем работникам университета следует уяснить главное: вуз находится в конкурентной среде. К сожалению, пока я этого не ощущаю. Мы живем сегодня во многом благодаря тому, что было заложено 10 лет назад. Мне говорят, что мы являемся монополистами, к нам и так придут. Это неправильно, в корне следует изменить отношение. Из преимуществ могу выделить, во-первых, создание кампуса. Планируем его запустить к 1 сентября 2026 года. Во-вторых, широкий выбор специальностей. В-третьих, развитая внеучебная деятельность.

- Говоря про набор 2025 года, какие направления или специальности можно выделить в своеобразный топ?

- Медицинские и технические специальности. Последним стоит отдать должное. Абитуриенты довольно четко отреагировали на запрос рынка.

- За счёт чего рост?

- Востребованность данных специальностей, возможность трудоустроиться в дальнейшем и с более высокой заработной платой.

- Но существующий в регионе кадровый голод они пока не покрывают…

- Для того чтобы закрыть дефицит, мы должны готовить по каждой востребованной специальности как минимум в два, а то и в три раза выше потребности. Как это было в советское время. Часть выпускников все равно отсеется. Но тут работа должна идти в двух направлениях: со стороны вуза (это увеличение бюджетных мест) и с другой - работодатели (увеличение заработной платы медикам, учителям и инженерам).

- О коммуникации с будущими работодателями. Второй год существует онлайн-витрина «Работа в России», на которой предприятия могут заявить о своей потребности в целевой подготовке. Орловский бизнес пользуется этим?

- Недостаточно, на мой взгляд. По ряду аспектов. Во-первых, должен быть прогноз по кадровой потребности в регионе с горизонтом хотя бы в 5 лет. Нельзя прийти в вуз и сказать: «дайте мне сегодня столько-то инженеров». Их надо было заказывать пять лет назад. Так раньше и было. Компетентные органы осуществляли прогноз и распределяли по учебным заведениям потребность. Например, строится новый завод. Ему нужны рабочие и инженеры. Пока возводятся цеха, вуз готовит специалистов. Во-вторых, в отсутствии нужных кадров отчасти виновато само предприятие. Если нет четкого запроса, учебное заведение не сработает как надо. На выходе предприятие не может набрать штат, а выпускник уходит из отрасли, а порой и вообще уезжает из региона. Сегодня востребованность инженерных специальностей в Орле высокая. На тех предприятиях, где я был, требуются кадры с начального инженерного состава до высшего. Рабочих специальностей много, где требуется уже не просто знание элементарных навыков, а, например, сварщик с умением чтения чертежей, чего раньше не было. То есть он должен быть выпускником техникума, который повысил квалификацию, или человеком, имеющим высшее образование, но с дополнительной подготовкой сварщика.

- Насколько сегодня работодатели вообще вовлечены в образовательный процесс?

- Вуз всегда идет на встречу. В общении с предприятиями открыто говорим: «давайте организуем специальную кафедру, будем через нее готовить специалистов только для вас». Рассчитываем, что кампус станет очередным стимулом к этому. Там будет более 40 инженерных лабораторий. Они свяжут воедино образовательный процесс, научную и испытательную деятельность с применением на конкретных предприятиях. Так работодатели смогут заранее познакомиться с будущими соискателями, подобрать нужные кадры и, при необходимости, скорректировать программу обучения.

- Мы можем остановиться немножко на теме кампуса? Орловцы наслышаны о мегапроекте, но далеко не все понимают преимущества, которые он несет – для региона, вуза, отдельно взятого студента…

- Кампус - это не панацея, а универсальное пространство, концентрат ресурсов. В одном месте учебные корпуса, спортивные комплексы, лаборатории, столовые и общежития. Студенту проще осваивать навыки, для вуза это новые горизонты при наборе абитуриентов и научной деятельности в целом, а для региона это не только формирование кадрового потенциала, но и привлечение ресурсов из других субъектов.

- Президент поставил задачу по формированию технологического суверенитета. На этой волне многие вузы включились в гонку изобретений. Как с этим обстоят дела в ОГУ?

- Основные показатели по науке мы закрываем без проблем. В рамках грантов ежегодно привлекаем около 600 млн рублей. Но это не значит, что нужно остановиться на достигнутом. Для начала исключим упущенные возможности. Бывают случаи, что конкурсы выигрываются, задания выполняются, а итоговой точки – патента – нет. Научное открытие не всегда применимо в конкретный период времени. Порой ему нужно полежать на полке. Особенно такое распространено в естественных науках. А для этого нужно его оформить надлежащим образом. Поставить финальную точку. Особенно это очевидно по гуманитарным специальностям.

- В интервью коллегам-журналистам вы верно заметили, что работать на общее дело должен каждый. Что вы ждете от коллектива и по каким критериям оцениваете для себя вовлеченность «в общее дело»?

- Возьмем, например, профориентацию. Формулировка «я преподаватель, и моя задача просто учить» не принимается. Студенты сами собой не придут. Каждый должен включаться в процесс. Или наука. Мы смотрим конкретные показатели по наукометрии. Например, сколько публикаций было издано, в каких изданиях опубликованы. Каждый должен работать. Иначе появляется порочный круг. Не работает преподаватель, студент филонит, кафедра простаивает.

- Коллеги готовы к таким новым правилам игры?

- Ну, подучатся, приготовятся, куда деваться…

- Скоро 1 сентября. С каким напутствием собираетесь обратиться к студентам?

- Ребята, вам страна и родители предоставили возможность получить знания. Не теряйте время. Потом сложно будет наверстать. Эти пять лет для вас решающие. Сравните их с наваристым бульоном. Если ты осилишь, это сделает тебя сильнее.

- Что готовит очередной учебный год?

- Нас ждут большие изменения в образовательном процессе. К принятию готовятся обновленные учебные стандарты, изменится подход не только к бюджетным местам, но и к платному приему.

Схлопываются лазейки, когда после колледжа можно было поступить в вуз без ЕГЭ на совершенно другую специальность. Например, учился ты на бухучете, а затем решил пойти в медики. Больше так не получится. Продолжай развитие по уже выбранной траектории или иди на пересдачу госэкзаменов.

Цель всех этих изменений проста. У нас большой дефицит медиков, педагогов и технарей. Мы должны компенсировать эти огромные кадровые лагуны по специальностям, без которых страна, в принципе, развиваться не может. О каком суверенитете в будущем мы можем говорить, если не подготовим школьного учителя, который даст знания следующему поколению.

- Какой совет можете дать будущим выпускникам школ?

- Совет только один. Внимательно, вдумчиво подходить к выбору специальности. Это касается как учеников 11, так и 9 классов. Обратить особое внимание на специальности, по которым будет увеличен прием. Это уже привычный нам список – технари, педагоги и медики. За ними открываются большие перспективы. На раздумье остается совсем мало времени. Уже в октябре состоятся родительские собрания, по итогу которых каждый выпускник сформирует для себя список предметов на ЕГЭ. Вот тогда начнется обратный отсчет приемной кампании 2026 года.

- Уверены, для себя как ректор, вы уже определили перечень целей на этот год…

- Желание вывести университет из тяжелого финансового положения. После этого, конечно, улучшение материально-технической базы. Думаю, вы сами видите, в каком состоянии находится главный корпус. В современном университете это не допустимо. Параллельно нужно пересмотреть перечень специальностей. Что следует расширить, а где можно сократить. Исходя, конечно, из прямой потребности народного хозяйства и науки. Например, кибернетика в медицине. Нас просят открыть такую специальность коллеги из лаборатории биофотоники. По сути, это медик и технарь в одном флаконе. Надо изучить рынок, просчитать финансовую модель. И только потом принимать решение.

- Павел Александрович, спасибо вам большое за беседу. Уверены, у вас всё получится.

- Постараемся.

Источник: Информационный портал "Орловский вестник".

Полное видео интервью можно посмотреть в официальном сообществе ОГУ имени И.С. Тургенева в ВКонтакте.

 

Темы: Наука Образование СМИ о вузе