III Всероссийская научно-практическая конференция «Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы»
29.04.2025
В ОГУ имени И.С. Тургенева прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы». В Год защитника Отечества трендом содержательной компоновки программы конференции стала воспитательная повестка. Научно-практическое мероприятие, организованное университетом при партнерстве с Российской академией образования, прошло в рамках IV Международной Ассамблеи РАО «Школа Победы», организованной с 21 по 24 апреля на многочисленных площадках к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Целью конференции являлось: обсуждение научным и профессионально-педагогическим сообществом приоритетных направлений развития российского общего образования с учетом современных тенденций, продвижение актуальных исследований и обмен эффективными практиками работы по совершенствованию системы общего образования, развитие межрегионального и международного образовательного сотрудничества.

На конференции обсуждались вопросы стратегических целей национальной системы общего образования и сложности их достижения; качества общего образования в России и мире; воспитательной системы школы концептуального и практического планов актуализации; путей цифровой трансформации общего образования; инновационных технологий формирования метапредметных и предметных результатов обучающихся; проектной деятельности как фактора успешности современного школьника; профилизации обучения и ранней профессиональной ориентации в аспектах экспертного обмена мнениями и анализа деятельности успешных образовательных практик; современных тенденций инклюзивного и специального образования; психолого-педагогического сопровождения обучающихся в общеобразовательных организациях; вызовов информационного общества и перспектив развития профессионального педагогического образования.
В Конференции приняли участие представители профессионально-педагогического сообщества из более, чем 20 регионов Российской Федерации (Орел, Москва, Воронеж, Брянск, Орехово-Зуево, Архангельск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург, Ярославль), а также Республики Казахстан и Республики Беларусь.

Торжественное открытие конференции 21 апреля началось с приветствия Натальи Адаевой, начальника Управления профессионального и дополнительного образования Департамента образования Орловской области, и директора Гимназии № 1 Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева Татьяны Бакуровой. С напутственным словом и благодарностью за поддержку инициатив Российской академии образованияк участникам конференции обратился заместитель руководителя Центра развития образования Российской академии образования Эммануил Баграмян.
Выступая модератором пленарной сессии, доценты Евгения Калинина и Татьяна Бакурова отметили важность традиционного глубокого анализа участниками международной научно-практической конференции разных аспектов проблем общего образования. Историко-педагогический анализ развития российского общего образования представила Оксана Тарасова, директор института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, доктор педагогических наук, профессор. Екатерина Гнатышина, заведующая кафедрой педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент отметила глубину и векторность влияния цифровой трансформации образования на растущую личность современного школьника, определив наиболее эффективные механизмы их учета в образовательном процессе.
Профессор кафедры педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кошкина, анализируя разные вид учебных задач в типовых советских учебниках физики, выделила проблемы современного общего физического образования обучающихся и предложила способы их преодоления, обоснованные опытом историко-педагогического анализа. На примере деятельности ресурсного центра Лилия Горюнова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики Южного федерального университета рассказала о принципах и продуктивных форматах работы студентов с особыми категориями обучающихся. Марина Алдошина, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева остановилась на проблемах актуализации воспитывающих трендов в современном профессионально-педагогическом образовании, также отметив, что инициаторы конференции видят ее основную миссию во включении научной составляющей в решение проблем, стоящих сейчас как перед регионом, так и перед страной, подчеркнув, что вуз ведет подготовку специалистов разных уровней не только для Орловщины, но и для других регионов.

Дальнейшая работа конференции была организована по трем основным секционным направлениям: методическому, социально-педагогическому и психологическому.
Для участников секции «Движение Первых» в развитии интеллектуального потенциала детей и молодежи: перспективы для современного образования» была организована работа проектной мастерской «Движение Первых: интеллектуальный старт для будущего России», направленной на вовлечение учащейся молодежи в разработку образовательных проектов.

Завершилась конференция круглым столом с подведением итогов. Участники отметили необходимость педагогической мобильности специалистов системы общего образования всех педагогических профилей в общероссийском и международном формате с целью решения актуальных задач современной педагогики и методик преподавания разных предметных областей. Участники единодушно подчеркнули исключительную своевременность проведения конференции, ее высокую актуальность накануне Дня Победы в Год защитника Отечества, ее эффективность и неоспоримую продуктивность для развивающихся педагогов и выразили глубокую благодарность организаторам – преподавателям ОГУ имени И.С. Тургенева. Организационный комитет конференции, в свою очередь, выражает искреннюю признательность всем участникам.
Темы: Образование Сотрудничество
